Главная | Мой профиль | Выход | RSS

 Воскресенье, 12.05.202400:02  Вы вошли как Гость

Навигация по сайту

Навигация по сайту




Каталог статей

Главная » Статьи » страничка воспитателя » Консультации педагогов

Кобякова И.В., «Методы и приемы работы с детьми по профилактике нарушения осанки»
В дошкольном возрасте осанка ещё не сформирована, поэтому неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период бурного роста (6-7 лет).
В стадии активного роста у детей могут появиться дефекты осанки. Они обусловлены недостаточной двигательной активностью, слабым и негармоничным развитием мышечного корсета, длительным пребыванием в неудобных позах, в привычных положениях лежа, сидя, при ходьбе, а также приобретенными или врожденными недостатками опорно-двигательного аппарата. В настоящее время это очень значимая проблема.

Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике,
но и оказывает прямое влияние на его здоровье.
Профилактика и коррекция нарушения осанки и плоскостопия у детей необходима
с самого раннего возраста.
         Поэтому  задача дошкольных учреждений предупредить заболевание опорно-двигательного аппарата, обеспечить всестороннее физическое развитие ребенка. Наш детский сад имеет определенные условия и хорошую материальную базу, что позволяет нам в полной мере заниматься оздоровлением дошкольников.
         Одним из ведущих средств профилактики нарушения осанки и плоскостопия является лечебная физкультура.

Физические упражнения оказывают  стабилизирующее влияние на позвоночник, укрепляя мышцы туловища, позволяют добиться корригирующего воздействия на деформацию, улучшить осанку, функцию внешнего дыхания, дают общеукрепляющий эффект.
         Так, для успешного решения задач по профилактике нарушения осанки и плоскостопия в группе создана двигательная предметно-развивающая среда по физическому воспитанию, которая оснащена качественными, спортивными пособиями и физкультурным инвентарем, соответствующим педагогическим и гигиеническим требованиям и требованиям ТБ., а также теоретическим материалом
 (конспекты гимнастик, физкультминуток, подвижных игр,  технологии малых форм).
      
   Вся работа по физическому воспитанию детей проводится с учетом состояния здоровья детей и осуществляется инструктором по физической культуре и воспитателями групп.
         В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми нами была разработана система профилактической и коррекционной работы: в утреннюю гимнастику и закаливание включаем несколько упражнений по ЛФК.  

Дети на занятиях гимнастикой и закаливании занимаются босиком. Это оказывает не только оздоровительное, но и закаливающее воздействие. Для укрепления мышечно-связочного аппарата голеностопного сустава и стопы применяются различные виды ходьбы: по гальке, песку (летом), ребристым и ортопедическим дорожкам, массажным коврикам. Стопа при этом рефлекторно "подбирается", происходит активное формирование сводов. В результате уменьшаются и прекращаются боли в ногах, восстанавливается рессорная функция стопы, кроме того, повышается общий тонус организма, укрепляются ослабленные мышцы ног, тренируется координация движений, формируется правильная и красивая походка.

         Для профилактики плоскостопия активно используем упражнения с предметами:

1) с мячом: "Подними мяч ногами", "Переложи мяч ногами", "Подкати мяч", "Пингвин";
2) с гимнастической палкой и обручами: "Перешагни через палку сидя", "Каток",
"Пройди-не упади", "Пройди по обручу";
3) с кеглями: "Перешагни через кеглю", "Переставь кеглю";
4) с толстой веревкой, косичкой или скакалкой: "Подними веревку", "Пройди по веревке";
5) с простынкой, с платочками: "Донеси платочек", "Кто быстрее спрячет простынку", "Разбойник" (Ребенок, сидя на полу, с согнутыми ногами, пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего упражнения.
Движениями пальцев ног ребенок старается подтащить под пятки полотенце, на котором лежит какой-нибудь груз);
6) с мелкими предметами: "Сборщик" (сидя на полу собирать пальцами одной ноги прищепки, пробки, шишки и складывать в ёмкость).

         Для предотвращения и исправления отклонений в формировании правильной осанки используется система игр и упражнений, которая проводится на физкультминутках, гимнастике после сна с закаливающими процедурами, на прогулке.

В ходе режимных моментов  проводим беседы по сохранению здоровья и закреплению навыка правильной осанки.
         Для профилактики нарушения осанки также активно используем упражнения как с предметами: скакалкой и косичкой, мячами, мешочками с песком, гантелями, флажками, платочками, погремушками, ленточками, кубиками так и без предметов:
"Обезьянка", "Кошечка", "Змея", "Звездочка", "Слоник",
"Позвони по телефону", "Жираф", "Малый мостик" и т.д.
Взяв на заметку советы и рекомендации инструктора по физической культуре, подобрали несколько комплексов на укрепление мышц стопы и голени «Комплекс зоосад» в который входят упражнения:
«Танцующий верблюд», «Забавный медвежонок», «Смеющийся сурок» и т.д. Эти упражнения очень нравятся детям т.к. они проходят в игровой форме. Комплекс «Загадки» - перед выполнением загадывается загадка, а дети должны «нарисовать» то, что загадано, движением правой, затем левой стопы: «Месяц», «Дождь», «Солнце», «Туча» и т.д. Комплекс (с малым мячом) «Со снежками».  После пробуждения в закаливание совсем недавно ввели упражнение «К солнышку».
При выполнении этого упражнения внимание ребёнка сосредотачивается на солнце и небе. Это помогает воспринимать себя, как часть мира и природы, а не только, как участника малой общности. (Встаём лицом к окну. Руки поднимаем вверх. Приподнимаясь на пальцы, тянемся как можно выше вверх)
Во всех режимных моментах следим за осанкой детей, приучая таким образом ребёнка  к постоянному контролю за положением своего тела. Предлагаем в игровой форме измерить свой рост правильно встав возле ростомера. Используем коврик выравнивания осанки, который помогает в положении лёжа проверить осанку детей. Детям нравится выполнять упражнения на «Тихом тренажёре»: «Дотянись до ягодки», «Пройди по стене», «Допрыгни до полочки»  (Это наклеенные на стене силуэты детских ладошек в различных вариациях от пола и до 1,5м., силуэты ножек от пола и до 70см, разноцветные полоски (5-10 шт. длиной до 1м.) для подпрыгивания.
           Во время НОД  что бы избежать  статической  нагрузки  используем физкультминутки: «Буратино потянулся», «Ветер дует нам в лицо», «Оловянный солдатик» и др.  Как систему расслабляющих упражнений используем релаксацию с шутливыми стишками, которые дети проговаривают вместе с воспитателем: «Проверка осанки»
Хватит спинку качать, надо лечь и отдыхать.
Я на коврике лежу, прямо в потолок гляжу.
Лежат ровно пяточки, плечики, лопаточки.
Спинка ровная, прямая, а могла бы быть кривая.

В повседневной деятельности используем множество игр для предотвращения и исправления отклонений в формировании осанки и плоскостопия  у детей.).
На первоначальном этапе обучения в играх «Встань прямо», «Подтянуться», «Держи голову прямо», «Покажи, как я» и др. даём подробное объяснение и показ правильной стойки. После того, как дети научатся отличать правильную позу от неправильной, проводим игры направленные на усвоение правильного положения тела при ходьбе и выполнении упражнений.  (с предметами и без предметов, на прогулке используем спортивный бум)

Подвижные игры:
«Зайка серый», «Мой весёлый, звонкий мяч», «По ровненькой дорожке» и др.
Малоподвижные игры: «Мышки», «Ворота», «Великаны-карлики», «Вернись на своё место» и др.

Игры-упражнения:
«Мишка идёт по мостику», «Донеси-не урони», «Трудный переход», «Через обруч к погремушке», «Из круга в круг», «Козлики на мосту» и др.
         Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию.

Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем.  
Изготовили атрибуты для упражнений (косички, эспандеры). Приобрели деревянные валики для прокатывания ступнями ног, дорожку «травка».
В перспективе планируем изготовить дорожку «Удав» (из пуговиц, с целью профилактики плоскостопия, развития умения сохранять равновесие на ограниченной плоскости), приобрести дополнительно малые  мячи, бруски и дуги.
Изготовить шаблоны правильной постановки стоп (треугольные деревянные дощечки, расположенные под углом 30*).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Категория: Консультации педагогов | Добавил: Админ (17.03.2016)
Просмотров: 765
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Для родителей
Полезные ссылки

Copyright MyCorp © 2024