Главная | Мой профиль | Выход | RSS

 Среда, 15.05.202415:36  Вы вошли как Гость

Навигация по сайту

Навигация по сайту




Каталог статей

Главная » Статьи » Страничка логопеда » логопед советует

Обучение грамоте

Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова.

       Если мы хотим, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.

       В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.

Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

          Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой стороны – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

       Какова роль правильного произношения при обучении ребенка грамоте.

       Только при четком, правильном произношении возможно обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно (вместо Ш – С, вместо Р – Л и т.п.), способствует закреплению у малыша существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи. Совершенно естественно, что занимаясь со взрослыми чтением или письмом, такой ребенок будет постоянно испытывать досаду, раздражение, неудовольствие.

      Итак, необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются:

- сформированное фонематическое восприятие,

- правильное произношение всех звуков родного языка, а также

- наличие элементарных навыков звукового анализа.

      Все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены.

При чтении у детей, занятия с которыми велись без учета указанных факторов, наиболее типичны следующие ошибки:

·        трудности слияния звуков в слоги и слова;

·        взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих – шипящих, твердых – мягких, звонких – глухих);

·        побуквенное чтение (Р, Ы, Б, А);

·        искажение слоговой структуры слов (поправился вместо переправился, операция вместо операционная, вынула вместо вытянула);

·        слишком медленный темп чтения;

·        нарушение понимания прочитанного.

 К числу типичных недостатков письма у таких детей относятся:

·        замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам;

·        пропуски гласных;

·        пропуски согласных в их стечении;

·        слияние слов на письме;

·        раздельное написание частей одного слова;

·        пропуски, наращения или перестановки слогов;

·        орфографические ошибки (нарушение правил правописания безударных гласных, непроизносимых согласных, приставок, суффиксов и т.д.) 

Парадоксально, но очевидно, что взрослые зачастую усугубляют дефекты чтения и письма у детей, неосознанно, но упорно допуская следующие ошибки:

·        неправильно называют буквы;

·        путают понятия «звук» и «буква»;

·        не учитывают, что согласных звуков намного больше, чем соответствующих букв, а гласных звуков, наоборот, меньше;

·        не исправляют побуквенное чтение детей.

        Указанные ошибки для подавляющего большинства взрослых, не знакомых с фонетикой – наукой, изучающей звуки родного языка, а также ее отличиями от графики (системы передачи устной речи на письме) – естественны.

        Однако, родителям, заботящимся о том, чтобы в представлениях дошкольника о родном языке не было путаницы, а подготовка к школе велась более квалифицированно и эффективно, необходимы следующие специальные знания:

Ø            Для ребенка, не умеющего читать, слово состоит только из ЗВУКОВ (а не из букв!) с различным количеством и последовательностью. То, что мы произносим и слышим, это – звуки, а буквы мы видим и пишем. Поэтому говорить: «Мальчик не выговаривает букву Р» или «Дочка шипящие буквы плохо произносит» - неверно.   Следует говорить: «Ребенок не произносит звук Р» или «Она неверно выговаривает шипящие звуки». Кроме  того, занимаясь с дошкольником, взрослому важно понять, что малыш не умеет читать и воспринимает слово только на слух, поэтому следует отвлечься от графического изображения слова и настроиться на его звуковую оболочку. 

Ø            В русском языке 10 гласных букв: А, О, У, И, Ы, Э, Я, Е, Ё, Ю, а гласных звуков всего 6: А, О, У, И, Ы, Э. В названии каждой из четырех следующих букв(Я, Ю, Е, Ё)содержится по 2 звука Я=Й+А, Ё=Й+О, Е=Й+Э, Ю=Й+У. (Поэтому они и называются йотированными!)

      Анализируя слова с этими буквами, взрослые ориентируются на зрительной образ слова и требуют того же от детей, еще не знакомых с письменной речью. Например, в слове ЯМА звуки Й, А, М, А (звука Я не существует), а в слове ЮЛА звуки Й, У, Л, А (звука Ю нет).

      Если же йотированная буква встречается после согласной – ее звучание в слове меняется и звук Й исчезает. Сравните: в слове ЁРШ звуки Й, О, Р, Ш, а в слове МЁД – МЬ, О, Т (звук Й исчез).

      Именно поэтому слова с йотированными гласными не следует предлагать детям на начальных этапах формирования звукового анализа. 

Ø           Наш алфавит содержит 33 буквы, а звуков в русском языке намного больше – 42, в основном за счет мягких согласных (НЬ, ПЬ, ТЬ, ВЬ, СЬ и пр.). Они не имеют отдельного графического изображения, а наряду с парными твердыми звуками обозначаются общей буквой. (сравните: ныть – нить, лук – люк. Первые буквы в парах слов одинаковые, а звуки разные: мягкие и твердые.)

       Мягкость согласных звуков отражается на письме с помощью различных следующих за согласной букв: мягкого знака (банька, семь), буквы И (был - бил) и так называемых йотированных гласных букв Е, Ё, Ю, Я (лампа – лямка). Анализируя с детьми слова, необходимо учитывать наличие в них мягких согласных звуков и избегать таковых, если ребенок еще не различает согласные звуки по твердости – мягкости. 

Ø             Еще одной проблемой при обучении чтению звуковым аналитико-синтетическим способом является несоответ­ствие правил произношения (орфоэпии) и правил пра­вописания (орфографии). Мы будем закрывать глаза на это противоречие при работе со звуками и будем со­блюдать правила орфографии при работе с буквами. Так, при звуковом анализе слова корова мы будем гово­рить о том, что в этом слове следующие звуки: [К] [А] [Р] [О] [В] [А]. При написании слова корова под диктовку мы будем диктовать ребенку [корова]. 

Ø            Называть согласные звуки при анализе и синтезе слов следует коротко, без добавления гласных, так, как они произносятся в конце слов саморваР, шалаШ, пилоТ, гноМ и др. Привычные взрослым ЭМ, ЭР, ТЭ, ША – это названия букв в алфавите, а не звуков. Произнося таким образом названия синтезируемых звуков, например: ЭС, О, КА, мы получим непонятное звукосочетание, а совсем не предполагаемое слово СОК.

 



 





Категория: логопед советует | Добавил: Админ (15.10.2011)
Просмотров: 4684 | Комментарии: 2
Всего комментариев: 1
1 Татьяна  
Отличный материал

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Для родителей
Полезные ссылки

Copyright MyCorp © 2024